|
Отечественный ученый-кораблестроитель, инженер. Ему принадлежат
фундаментальные труды по строительной механике.
Родился 18 января 1872 г. Окончил Техническое училище Морского ведомства (1891)
и кораблестроительный отдел Николаевской морской академии (1896) с занесением
имени на мраморную доску (1896). Служил младшим судостроителем на Новом
Адмиралтействе в Петербурге (1891–1893), участвовал в постройке эскадренного
броненосца "Полтава". В период обучения в академии (1894–1896) разработал
конкурсный проект океанского быстроходного крейсера, удостоенный 1-й премии
(1895), и первый отечественный прибор для измерения деформаций, провел модельные
эксперименты по успокоению качки на броненосном крейсере "Россия", исследовал
динамику спуска корабля на воду. В 1896 г. назначен преподавателем Морской
академии по курсу проектирования кораблей. Одновременно прослушал курс
математики, аналитической механики и теории вероятности в Петербургском
университете. Исследовал возможности создания боевой подводной лодки
отечественной промышленностью. С 1900 г. – старший помощник заведующего Опытовым
судостроительным бассейном, с декабря – председатель Комиссии по проектированию
и постройке полуподводных судов при Морском техническом комитете (МТК).
Возглавлял разработку проекта "подводного миноносца водоизмещением 113 тонн", с
1901 г. – строитель, руководитель испытаний и сдачи первой отечественной лодки
"Дельфин" на Балтийском заводе. С 1903 г. – начальник кораблестроительной
чертежной МТК, где разработал проекты подводных лодок "Касатка", "Минога",
"Акула", типов "Барс" и "Морж". Неосуществленным остался его проект подводной
лодки водоизмещением 1260 тонн и с разделенным на отсеки прочным корпусом. По
разработкам Бубнова для Российского флота построено 32 лодки. В 1907 г. зачислен
в списки офицеров подводного плавания. В 1908–1914 гг. заведующий Опытовым
судостроительным бассейном, одновременно преподавал в Морской академии, Морском
корпусе и Петербургском политехническом институте. Провел реорганизацию и
модернизацию Опытового бассейна, добившись повышения точности экспериментов. По
его инициативе начались испытания моделей подводных лодок в подводном положении,
созданы механическая и химическая лаборатории, организованы исследования
механических свойств материалов, анализ состава топлива и масел. В 1911 г.
Бубнов провел на черноморском крейсере "Кагул" первое в мире натурное испытание
влияния глубины моря на скорость корабля. Разработал проекты линкоров типа
"Севастополь" и линейных крейсеров типа "Измаил" (1911). Предложил продольную
систему набора корпуса корабля, позволявшую значительно уменьшить массу, усилить
бронирование и артиллерию. Инициатор широкого внедрения дизельных энергетических
установок и принципов электродвижения. В 1912–1917 гг. консультант Балтийского
завода и судостроительного общества "Ноблесснер" в Ревеле. После Октябрьского
переворота продолжил службу в РККФ, научную и преподавательскую деятельность.
Умер от тифа 13 марта 1919 г.
И.Г.Бубнову принадлежит приоритет в систематизации основных проблем прочности
корабля и разработки их решения, формулировании строительной механики корабля
как самостоятельной научной дисциплины. Автор фундаментальных работ "О погашении
боковой качки судна водным балластом" (1896), "О непотопляемости судов" (1901),
"Основы статистики судостроения" (1901), "Напряжения в обшивке судов от давления
воды" (1902), "Строительная механика и теория упругости" (1906), "Об одном
методе определения главных размеров проектируемого судна" (1916) и др. |