|
Отечественный учёный, конструктор в области самолёто- и
вертолётостроения, лётчик, профессор (1934), доктор технических наук (1937),
заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Окончил Московскую школу
авиации и курсы авиации при Императорском техническом училище (1916), МВТУ
(1922).
За боевые действия в 1-й мировой войне награждён 6 орденами России.
В 1917–1918гг.
– инструктор Качинской авиационной школы. С 1918г. по 1938г. работал
в ЦАГИ, проектировал и строил аэродинамические трубы, первые советские самолёты
(АК-1, «КОМТА»), вертолёты. 14 августа 1932г., испытывая вертолёт ЦАГИ 1-ЭА,
Черемухин достиг высоты 605 м, превысив официальный мировой рекорд. С 1923г.
преподавал в МВТУ, МАИ, Военно-воздушной академии РККА имени профессора
Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА). С 1936г. – главный инженер ЦАГИ.
Был необоснованно репрессирован и в 1937–1941гг. находился в
заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД над самолётом Ту-2. В дальнейшем – в
ОКБ А.Н.Туполева, с 1953г. – заместитель генерального конструктора (руководил
комплексом расчётно-исследовательских и экспериментальных работ по прочности
опытных самолётных конструкций).
Удостоен Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1949, 1952).
Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом
Красной Звезды, медалями. В 1982г. ЦК ДОСААФ учредил переходящий приз – кубок
А.М.Черемухина и медаль его имени за достижения в вертолётном спорте. |