ФЕДОТОВ Валентин Александрович

(г.р. 1913)

Отечественный авиаконструктор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Родился в Москве. Трудовую деятельность начал в 1929 г. одновременно с учебой в школе. В 1939 г. окончил Московский институт инженеров гражданского воздушного флота имени К.Э.Циолковского (позднее Московский авиационно-технологический институт), факультет проектирования и эксплуатации дирижаблей.

Инженерную деятельность начал в 1938 г. в ГСКБ-47 Наркомата боеприпасов. С 1939 по 1951 гг. работал в КБ ЦАГИ, где принимал участие в создании самолетов СК-1 и СК-2, совершенствовании  аэродинамических и прочностных характеристик боевых самолетов и занимался проектированием и созданием высокооборотных установок большой мощности.

В 1951 г. В.А.Федотов был переведен в ОКБ-23, где работал начальником отдела внешних нагрузок и динамической прочности. Здесь он впервые разработал методы исследований на конструктивно-подобных моделях и предложил принципы создания комплексной динамической компоновки самолетов. Также впервые в системе МАП он внедрил расчеты на ЭВМ.

С 1960 по 1966 гг. работал в области прочности конструкции спутников и ракетных систем в ОКБ-52, где разработал ряд типовых конструкций с высокой весовой отдачей. В 1967 г. переведен на Экспериментальный машиностроительный завод, где возглавил работы по проектированию и прочности перспективных самолетных конструкций, а также продлению ресурса стоявших на вооружении самолетов М-4 и 3М. В этот период им были разработаны методы расчетных и экспериментальных исследований аэроупругости, бафтинга и компоновочного флаттера.

В 1979 г. В.А.Федотов был назначен руководителем ЭМЗ имени В.М.Мясищева с присвоением звания главный конструктор. Под его руководством проведены работы по созданию пяти конфигураций транспортной авиационной системы ВМ-Т "Атлант" на базе самолета 3М, обеспечена постройка этих самолетов на ЭМЗ имени В.М.Мясищева и проведены первые транспортировки блоков ракеты "Энергия" и ВКС "Буран". Одновременно завершены работы по созданию первого дозвукового высотного самолета М-17 "Стратосфера" и обеспечены его летные испытания. 10 ноября 1985 г. подготовлен и осуществлен первый полет БТС – аналога "Бурана".

В 1986 г. В.А.Федотов был переведен в НПО "Молния", где возглавлял проведение научных исследований. Автор более 25 изобретений и многих печатных работ.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, "Знак Почета", медалями.

   
В ТЕКСТ УЧЕБНИКА

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН