Отечественный авиаконструктор, доктор технических наук, Заслуженный
деятель науки и техники РСФСР.
Родился в Москве. Трудовую деятельность начал в 1929 г.
одновременно с учебой в школе. В 1939 г. окончил Московский институт инженеров
гражданского воздушного флота имени К.Э.Циолковского (позднее Московский
авиационно-технологический институт), факультет проектирования и эксплуатации
дирижаблей.
Инженерную деятельность начал в 1938 г. в ГСКБ-47 Наркомата
боеприпасов. С 1939 по 1951 гг. работал в КБ ЦАГИ, где принимал участие в
создании самолетов СК-1 и СК-2, совершенствовании аэродинамических и
прочностных характеристик боевых самолетов и занимался проектированием и
созданием высокооборотных установок большой мощности.
В 1951 г. В.А.Федотов был переведен в ОКБ-23, где работал
начальником отдела внешних нагрузок и динамической прочности. Здесь он впервые
разработал методы исследований на конструктивно-подобных моделях и предложил
принципы создания комплексной динамической компоновки самолетов. Также впервые в
системе МАП он внедрил расчеты на ЭВМ.
С 1960 по 1966 гг. работал в области прочности конструкции
спутников и ракетных систем в ОКБ-52, где разработал ряд типовых конструкций с
высокой весовой отдачей. В 1967 г. переведен на Экспериментальный
машиностроительный завод, где возглавил работы по проектированию и прочности
перспективных самолетных конструкций, а также продлению ресурса стоявших на
вооружении самолетов М-4 и 3М. В этот период им были разработаны методы
расчетных и экспериментальных исследований аэроупругости, бафтинга и
компоновочного флаттера.
В 1979 г. В.А.Федотов был назначен руководителем ЭМЗ имени
В.М.Мясищева с присвоением звания главный конструктор. Под его руководством
проведены работы по созданию пяти конфигураций транспортной авиационной системы
ВМ-Т "Атлант" на базе самолета 3М, обеспечена постройка этих самолетов на ЭМЗ
имени В.М.Мясищева и проведены первые транспортировки блоков ракеты "Энергия" и
ВКС "Буран". Одновременно завершены работы по созданию первого дозвукового
высотного самолета М-17 "Стратосфера" и обеспечены его летные испытания. 10
ноября 1985 г. подготовлен и осуществлен первый полет БТС – аналога "Бурана".
В 1986 г. В.А.Федотов был переведен в НПО "Молния", где возглавлял
проведение научных исследований. Автор более 25 изобретений и многих печатных
работ.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, "Знак Почета", медалями. |