|
Отечественный авиаконструктор. В
конце 30-х — начальник самолетного отдела Наркомата оборонной промышленности. По
образованию Владимир Петрович был квалифицированным конструктором — окончил в
1931 г. МАИ по специальности «Самолетостроение». Участвовал в создании
советского «антимессершмитта» ЛаГГ.
Горбунов и Лавочкин лучше других
конструкторов знали возможности авиационной промышленности Советского Союза,
возможно поэтому, самолет они предложили цельнодеревянный. Во всем мире (в том
числе и в СССР) использование древесины в качестве авиационного конструкционного
материала в конце 30-х годов считалось уже анахронизмом. В нашей стране, тем не
менее, дерево продолжали использовать — не от хорошей жизни, конечно.
Сказывалась нехватка крылатого металла — алюминия. Практически все созданные
перед войной истребители имели смешанную конструкцию: компромисс между нехваткой
дюраля и дешевизной, технологичностью древесины. Металл давал огромную экономию
в массе, равнопрочная с деревянной, конструкция из дюраля весила на 40% меньше,
но перед войной было принято стратегически правильное решение, ориентировавшее
самолетостроителей на широкое использование в новых самолетах дерева. На первый
план вышла возможность массовой постройки самолетов минимально
квалифицированными рабочими. В конечном итоге за счет простоты и технологичности
Яков и ЛаГГов советской промышленности удалось сохранить и даже нарастить выпуск
истребителей в тяжелейших условиях эвакуации.
Дальше всех в использовании дерева в
истребителе пошли Горбунов и Лавочкин. Их конструкция является беспрецедентной в
истории истребительной авиации. Английский цельнодеревянный «Москито» сравнивать
с ЛаГГом вряд ли уместно. «Мосси» не рассчитывался на ведение маневренного
воздушного боя, его стихия — скоростной полет с плавными разворотами. Ну а по
части использовавшейся в конструкции древесины «Москито» и советский истребитель
соотносятся примерно так же, как потомственный лондонский лорд и посконный
крестьянин из Тверской губернии. У одного — экзотическая бальза, у другого —
тривиальная сосна и береза.
Горбунов недолго был номинальным
руководителем работ (реально все основные вопросы по проектированию решал
Лавочкин). В силу причин личного характера (опять же, «исторический анекдот»,
см. воспоминания Алексеева) Горбунов отошел от работ, а Гудков занимался
производственными вопросами. Подписывать же техническую документацию и разные
«исходящие» бумаги должен был конкретный человек, ежедневно появляющийся на
работе и держащий руку на пульсе проектирования. Им стал Семен Алексеевич
Лавочкин. Однако, упоминание Горбунова как главного конструктора самолета И-301
встречается в документах, датированных вплоть до февраля 1940 г. |