ЖИДОВЕЦКИЙ Казимир Михайлович

(1946-1999)

 

Отечественный авиаконструктор, кандидат технических наук (1989).

Родился в г. Райхенбах, Германия. Окончил Московский авиационный институт по специальности «Самолетостроение», факультет «Летательные аппараты» (факультет №1) в 1969 г. Занимал должности: инженер, заместитель руководителя, технический руководитель Опытного студенческого конструкторского бюро самолетостроения МАИ (1969–1982 гг.); главный конструктор Отраслевого специализированного конструкторского бюро экспериментального самолётостроения МАИ (1982–1999 гг.).

Организовал и лично участвовал в проведении работ по проектированию, постройке и испытаниям экспериментальных летательных аппаратов по заказам организаций авиационной и оборонной промышленности, гражданской авиации. В результате были созданы: спортивно-пилотажный самолет «Квант» (на нем было установлено пять мировых рекордов), дистанционно пилотируемый самолет «Эльф-Д», малоразмерный дистанционно пилотируемый аппарат ПС-01 и ряд других сверхлегких самолетов.

Выполнял научные исследования в области проектирования летательных аппаратов. Предложил, опробовал и реализовал в конструкции акробатического самолета чемпионатного класса «Авиатика–МАИ–90» («Акробат») принцип проектирования с учетом наличия в самолете зон дифференцированной экономии массы, когда усилия по экономии массы направляются не всюду одинаково, а в строго определенные места конструкции. Эта и ряд других предложенных и реализованных в конструкторском бюро концепций проектирования и конструирования легких самолетов, (например, оптимизация формы крыла в плане по критериям «масса, усилие в канале поперечного управления, эффективность управления») обогатили теорию и практику создания легких самолетов.

К.М.Жидовецкий внес значительный творческий вклад в работу «Разработка и внедрение семейства сверхлегких многоцелевых самолётов»(1999). Он сформулировал концепцию серийно способного сверхлегкого многоцелевого самолета, обладающего экспортным потенциалом; сформировал конструкторско-технологический облик и выбрал основные параметры базового варианта самолета, разработал общие виды и компоновки этого варианта и всех модификаций; разработал основные конструкторские решения всех самолетных агрегатов; осуществил личное конструкторское сопровождение постройки опытных образцов всех модификаций и проведения их лабораторно-стендовых, летно-конструкторских и сертификационных испытаний; участвовал в планировании демонстрационных и показательных полетов в России и за рубежом и в осуществлении маркетинговых операций; получил 9 патентов по теме данной работы. Самолёт семейства «Авиатика-МАИ-890» и его сельскохозяйственный вариант «Авиатика–МАИ–890СХ» получили сертификаты типа и допущены авиационными властями к эксплуатации в гражданской авиации России для выполнения народнохозяйственных задач (наблюдение с воздуха, обработка сельхозугодий и других).

Удостоен Государственной премии России в области науки и техники (2000) посмертно, «Премии имени 25-летия МАИ» (1979).

   
В ТЕКСТ УЧЕБНИКА

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН