|
Отечественный учёный в области механики, основоположник современной
гидроаэродинамики. Окончил физико-математический факультет Московского
университета (1868). С 1870г. – преподаватель физики 2-й Московской женской
гимназии, с 1872г. – преподаватель математики, с 1874г. – доцент кафедры
аналитической механики Императорского технического училища (ИТУ, с 1917г. – МВТУ).
В 1876г. защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За
исследование «О прочности движения» Жуковскому была присуждена степень доктора
прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в
Московском университете. В МВТУ и Московском университете Жуковский работал до
конца жизни. В 1894г. Жуковский был избран членом-корреспондентом Петербургской
АН; в 1900г. выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургской АН, но
снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете
и ИТУ, так как избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905г. был избран
президентом Московского математического общества.
Под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского
университета в 1902г. была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая
труба, а в 1904г. в посёлке Кучино под Москвой создан первый в мире
аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал
воздухоплавательную секцию в Обществе любителей естествознания, антропологии и
этнографии. В 1910г. при непосредственном участии Жуковского в ИТУ была открыта
аэродинамическая лаборатория. В 1910–1912гг. Жуковский прочитал в ИТУ курс
лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы
теоретические работы самого Жуковского, его ученика С.А.Чаплыгина, а также
экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского
университета, ИТУ и зарубежных лабораторий. С 1913г. преподавал на курсах
офицеров–лётчиков при ИТУ, там же было создано Авиационное
расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством Жуковского
разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных
конструкций. Во время 1–й мировой войны Жуковский разрабатывал теорию
бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал
курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и
работал над различными проблемами теоретической механики.
После Октябрьской революции 1917г. Жуковский и коллектив учёных,
руководимый им, включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918г.
Советским правительством по предложению Жуковского был учреждён Центральный
аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен.
Основанные Жуковским теоретические курсы для лётчиков были реорганизованы в
Московском авиационном техникуме, на базе которого в 1920г. создан Институт
инженеров Красного Воздушного Флота (ныне ВВИА).
Жуковский заложил основы единой научной дисциплины –
экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное
влияние на развитие авиации. Первые исследования Жуковского по теории полёта
относятся к 1890г. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется
механизм парения с набором высоты, и впервые рассматриваются возможные эволюции
при парении, в том числе «мёртвая петля», и статья «О наивыгоднейшем угле
наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания методов
аэродинамического расчёта самолёта. В статье «К теории летания» (1890), «О
крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером»
(1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе лёгких
продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О
присоединённых вихрях» (1906) он изложил открытый им в 1904 принцип образования
подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять
её значение. Теорема Жуковского, устанавливающая связь подъёмной силы с
циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики. В цикле работ
1910–1912гг. «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910),
«Геометрические исследования о течении Кутта» (1911–1912) и др. и в ряде работ
Чаплыгина предложен способ определения циркуляции, основанный на условии
плавного схода потока с острой кромки профиля. Эти исследования завершили
создание теории профиля крыла. В этих работах также развит математический
аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических
«профилей Жуковского». В 1912–1918гг. Жуковский опубликовал 4 статьи под общим
названием «Вихревая теория гребного винта», в которых, опираясь на разработанную
им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта,
послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов. В работах
«Динамика аэропланов в элементарном изложении» (1913-1916), «Аэродинамический
расчет аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов»
(1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория
устойчивости аэропланов» (1920) Жуковский создаёт основы аэродинамического
расчёта самолётов, расчёта динамической продольной устойчивости и прочности
самолётов.
Жуковский – автор многочисленных оригинальных исследований в
области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и
гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ
характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к
решению технических задач. Он был также автором классических учебников по
теоретической механике для университетов и технических вузов.
В ознаменование пятидесятилетия научной деятельности Жуковского и больших заслуг
его как «отца русской авиации» в 1920 правительством был издан декрет об
учреждении премии имени профессора Н.Е.Жуковского «За наилучшие труды по
математике и механике», об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для
самого учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947г.
СМ СССР учредил 2 ежегодные премии имени профессора Н.Е.Жуковского с вручением
золотой и серебряной медалей, а также стипендии имени Н.Е.Жуковского для
студентов старших курсов МГУ, МАИ, МВТУ. Именем Жуковского названы город в
Московской области, Центральный аэрогидродинамический институт, Харьковский
авиационный институт, Военно-воздушная инженерная академия. В городах Москва,
Жуковский и Железнодорожный сооружены памятники учёному, создан
научно-мемориальный музей Жуковского в Москве. |