|
Отечественный кораблестроитель, механик и математик, крупный
организатор науки, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1916,
академик РАН с 1917), Герой Социалистического Труда (1943). Участник
проектирования и постройки первых русских линкоров. Труды по теории корабля,
магнитных и гироскопических компасов, артиллерии, механике, математике, истории
науки. Создал ряд корабельных и артиллерийских приборов. Удостоен
Государственной премии СССР (1941).
Родился в с. Висяга Симбирской губернии. В Петербурге жил с 1878
г. Окончил Морское училище (1884) и Морскую академию в Петербурге (1890).
Проходил судостроительную практику на Франко-русском заводе (1887–1888). Доктор
наук (13.11.1916). Член-корреспондент АН (1914). Академик АН (1916). Произведен
в мичманы флота и причислен к компасной части Главного гидрографического
управления (1884). Работал под руководством создателя теории девиации компаса де
Коллонга. Опубликовал свою первую научную работу по компасному делу (1866).
Назначен заведующим опытовым бассейном (1.1.1900); вскоре начал изучать вопросы
непотопляемости кораблей и методы ее обеспечения при повреждении судна. Главный
инспектор кораблестроения и председатель Морского технического комитета
(1908–1910), участник реорганизации русского кораблестроения после
русско-японской войны. Участник проектирования и строительства первых русских
линейных кораблей. Директор правления Путиловских заводов (1915). Директор
Главной физической обсерватории и начальник Главного военно-метеорологического
управления (1916). Директор физической лаборатории Российской АН (1917).
Начальник Морской академии (1919–1921). Открыл при Военно-морской академии курсы
комиссаров флота для подготовки командного и инженерно-технического состава.
Работал за границей (1921–1927). Директор Физико-математического института АН
СССР (1927). Автор фундаментальных научных трудов по теории корабля, магнитных и
гироскопических компасов, артиллерии, баллистике, математике, истории науки.
Создал теорию качки корабля. Преподавал в Морском училище (1890), Морской
академии (1891) и в Институте инженеров путей сообщения. Разработал предложения
о преобразовании системы подготовки инженеров флота и представил их главному
инспектору кораблестроения (1898); для рассмотрения его предложений была создана
межведомственная комиссия, в результате ее работы в Петербурге был учрежден
Политехнический институт в составе четырех отделов: экономический,
металлургический, электромеханический и кораблестроительный. Активно участвовал
в становлении Политехнического института, читал в нем курс вибрации судов.
Способствовал расширению Политехнического института после 1917 г. и созданию на
базе его кораблестроительного факультета самостоятельного Ленинградского
кораблестроительного института. Член Комиссии особых артиллерийских опытов
(1918), сыгравшей большую роль в развитии советской артиллерийской науки.
Разработал приборы целеуказания для морской артиллерии (1900–1909); провел
эксперименты по стрельбе корабельной артиллерии на Черном море (1907).
Участвовал в работе Комиссии для производства предварительных опытов и
исследований принадлежностей и материалов для постройки управляемого аэростата
(1907), в работе Института истории науки и техники (1932). Президент и
председатель физического отдела Русского физико-химического общества,
основанного Д.И.Менделеевым.
Герой Социалистического Труда (1943). Награждён Сталинской премией (1941). Его
именем названа улица в Ленинграде (1952). Имя академика А.Н.Крылова присвоено
ЦНИИ. Установлена мемориальная доска на доме, где он жил в 1937–1945 гг.
(Университетская наб., д.5). В Военно-морской академии находится его музей –
рабочий кабинет. |