БРАТЬЯ РАЙТ (Wright)

Уилбер

(1867-1912),

Орвилл

(1871-1948),

Американские пионеры авиации, авиаконструкторы и пилоты, создатели первого в мире самолёта, способного совершить управляемый установившийся полёт.

Родились в семье местного церковного деятеля, получили среднее образование. В Дейтоне (штат Огайо) в 1889г. начали издавать газету в собственной типографии, а в 1893г. открыли велосипедную мастерскую. Примерно в 1896г. под влиянием работ О.Лилиенталя и других заинтересовались авиацией. В 1900–1902гг. в Китти-Хок (штат Северная Каролина) совершали полёты на планёрах собственной конструкции (выполнено свыше 1000 полётов), проводили исследования в построенной ими в 1901г. аэродинамической трубе. Разработали систему управления ЛА с помощью отклонения переднего горизонтального оперения, перекоса концов крыльев и поворота киля. 17 декабря 1903г. на своём биплане «Флайер 1» с бензиновым ПД собственной конструкции мощностью 8,8 кВт и двумя толкающими воздушными винтами совершили четыре полёта (в первом Орвилл пролетел 36,5 м за 12 с, в последнем Уилбер – 260 м за 59 с). Самолёт со взлётной массой 355 кг разгонялся по направляющей длине 18 м и приземлялся на два полоза. На усовершенствованных моделях впервые выполнены полёты: по кругу (1904), по замкнутому 39-км маршруту за 38 мин (1905), на 123,8 км за 2 ч 18 мин (1908), с достижением высоты 2998 м (1910).

Показательными полётами во Франции и Германии (1908–1909) братья Райт продемонстрировали превосходство своего самолёта над европейскими моделями. Они получили американский Патент на свой самолёт (1906), продали новую модель самолёта военному ведомству США (1908) и лицензии на производство нескольким странам, организовали две лётные школы в США. В 1909г. братья Райт основали в США фирму «Райт компани» (Wright Company) по производству самолётов и двигателей, президентом которой был Уилбер (до своей смерти от тифа), а затем Орвилл до 1914г., когда он продал свои акции. В 1916г. фирма вошла в состав авиационной корпорации «Райт-Мартин компани» (Wright-Martin Company), которая распалась в 1920г. В 1-ю мировую войну Орвилл работал техническим консультантом на фирме «Дейтон-Райт Аэроплейн компани» (Dayton-Wright Airplane Company), выпускавшей  военные самолёты английской конструкции (ликвидирована в 1923),участвовал в разработке беспилотного ЛА «Баг». Позже Орвилл занимался исследованиями (в частности, разработал систему автоматической стабилизации самолёта), был консультантом, членом национального совещательного комитета по авиации, председателем национального Совета по аэронавтике.

С именами братьев Райт и их ближайших помощников связывают 32 типа планёров и самолётов, которые, однако, не получили большого распространения. Деятельность братьев Райт отмечена многими наградами. В местах их деятельности воздвигнуты памятники, организованы мемориалы. Однако приоритет братьев Райт в создании первого самолёта официально не признавался в США до 1942г., что заставило Орвилла в 1928г. в знак протеста передать первый самолёт музею в Великобритании (возвращён в США только в 1948).

   
В ТЕКСТ УЧЕБНИКА

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН