|
Отечественный авиаконструктор, академик АН СССР (1984;
член-корреспондент 1979), Герой Социалистического Труда (1972).
Сын А.Н.Туполева. Окончил МАИ (1949). С 1942г. – в ОКБ
А.Н.Туполева. С 1957г. – начальник отдела по сверхзвуковым ЛА, с 1963г. –
главный конструктор, с 1973г. – генеральный конструктор. Принимал участие в
создании многих самолётов серии Ту и их модификаций – Ту-2, Ту-4, Ту-70, Ту-16,
Ту-104, Ту-114. Под его руководством разработан ряд серийных сверхзвуковых
беспилотных ЛА. Туполев – главный конструктор самолёта Ту-144, созданного
совместно с А.Н.Туполевым. На Ту-144 впервые решены сложные научные и
технические проблемы сверхзвуковой пассажирской авиации. Туполевым предложена
общая компоновка этого самолёта, совместно с ЦАГИ дана теория проектирования
сверхтонкого треугольного крыла малого удлинения. Новым этапом в проектировании
стала разработка высокоресурсных теплостойких конструкций для режимов
длительного аэродинамического нагревания, резервирование комплексов бортового
оборудования и управления сверхзвуковых пассажирских самолётов,
взлётно-посадочной механизации с убираемым передним горизонтальным оперением в
«бесхвостой» схеме отклоняемого носка кабины и др.
Под руководством Туполева созданы пассажирские самолёты Ту-154Б и
Ту-154М (модификации Ту-154), экспериментальный самолёт Ту-155, использующий
криогенное топливо, высокоэкономичный пассажирский самолёт Ту-204 и
сверхзвуковой ракетоносец Ту-160.
Туполев вел и преподавательскую деятельность (заведующий кафедрой в
Московском авиационно-технологическом институте им. К.Э.Циолковского; профессор
с 1964). Автор ряда трудов по аэродинамической компоновке сверхзвуковых
пассажирских самолётов и авиационной эргономике.
Депутат ВС СССР в 1974–1989гг., в 1989–1991гг. – народный депутат
СССР. Удостоен Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1967).
Награждён 3 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта»,
медалями. |