я ќ¬Ћ≈¬ јлександр —ергеевич

(1906-1989)

ќтечественный авиаконструктор, академик јЌ ———– (1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды √ерой —оциалистического “руда (1940, 1957). ¬ 20-е гг. яковлев Ц один из начинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924г. построил планЄр ј¬‘-10, отмеченный на всесоюзных соревновани€х, в 1927г. Ц лЄгкий самолЄт ј»–-1. — 1924г. Ц моторист, с 1927г. Ц слушатель ¬оенно-воздушной академии –  ј имени профессора Ќ.≈.∆уковского (ныне ¬¬»ј); одновременно конструировал лЄгкие самолЄты. ѕо окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932г. сформировал  Ѕ лЄгкой авиации. — 1935 Ц главный, в 1956Ц1984гг. Ц генеральный конструктор, в 1940Ц1946гг. Ц одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. ѕод руководством яковлева созданы многие широко известные самолЄты, в том числе массовые учебные самолЄты ”“-2 и ”“-1, бомбардировщик як-4, истребители як-1, як-7, як-9, як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тыс€ч экземпл€ров) построенных в годы ¬еликой ќтечественной войны истребителей и были в числе лучших самолЄтов своего класса. ќни отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружени€ и манЄвренности и сыграли большую роль в разгроме фашистской авиации.

ј.—.яковлев Ц один из первых создателей реактивной авиации. ¬ числе конструкций, созданных яковлевым, реактивные истребители: як-15 (один из первых в ———–), як-17, як-23, як-25 (первый всепогодный перехватчик), як-28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолЄт вертикального взлЄта и посадки як-36 и его боевой палубный вариант як-38; десантный планЄр як-14; двухвинтовой вертолЄт продольной схемы як-24; учебные самолЄты як-11, як-18, як-18“ и як-52, многоцелевой самолЄт як-12; спортивные самолЄты як-18ѕ, як-18ѕћ, як-50, як-55 (на которых советские лЄтчики побеждали на чемпионатах мира и ≈вропы по высшему пилотажу); реактивные пассажирские самолЄты як-40 и як-42.

ѕод руководством яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолЄтов, построенных в количестве около 70 тыс€ч экземпл€ров. яковлев создал свою школу в самолЄтостроении, дл€ которой характерна высока€ культура проектировани€, стремление к простоте конструктивного решени€ и широта творческого диапазона - самолЄты боевые, пассажирские, лЄгкие многоцелевые и учебно-спортивные. Ќа самолЄтах яковлева установлено 74 мировых рекорда.

ƒепутат ¬— ———– в 1946Ц1989гг. ”достоен Ћенинской премии (1972), √осударственной премии ———– (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). яковлеву присуждена «олота€ авиационна€ медаль ‘ј». ЌаграждЄн 10 орденами Ћенина, орденом ќкт€брьской –еволюции, 2 орденами  расного «намени, орденами —уворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами ќтечественной войны 1-й степени, орденами “рудового  расного «намени,  расной «везды, медал€ми, французскими орденами ѕочЄтного легиона и ќфицерского креста. »м€ яковлева носит ћосковский машиностроительный завод Ђ—коростьї. Ѕронзовый бюст ј.—.яковлеву установлен в ћоскве.

   
¬ “≈ —“ ”„≈ЅЌ» ј

” ј«ј“≈Ћ№ »ћ≈Ќ