|
Отечественный
ученый и конструктор в области ракетостроения. Родился в дер. Зырянова
(Иркутской губернии, ныне Иркутской обл.). Окончил с отличием Московский
авиационный институт по специальности "Самолетостроение" (1937), с отличием
Академию авиационной промышленности СССР (1950). Доктор технических наук (1960).
Академик АН Украинской ССР (1961). Академик АН СССР (1966). Трудовой путь начал
помощником мастера текстильной фабрики им. Красной армии и флота (г.
Красноармейск, Московской области, 1929-1931). Конструктор, ведущий инженер,
помощник главного конструктора, заместитель директора на авиационном заводе им.
Менжинского в КБ Н. Н. Поликарпова (1935-1944). Заместитель главного инженера
ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал
в разработке самолета И-153, работе акционерного общества "Амторг" в США.
Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолета По-2. В
аппарате Министерства авиационной промышленности (1946-1948). Координировал
работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, заместитель главного
конструктора С.П. Королева; директор, главный инженер НИИ-88 (г. Калининград,
Московской обл., 1950-1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ "Южное")
(1954-1971). Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного
на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы
управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического
назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил
разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследования в области
аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли
(1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36,
МР-УР100, Р-36М, космических ракет-носителей "Космос", "Космос-2", "Циклон-2",
"Циклон-3", ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических
аппаратов "Космос", "Интеркосмос", "Метеор", "Целина" (1954-1971). Депутат
городского совета г. Калининграда (Московской области) (1952-1954). Депутат
Верховного Совета СССР (1966-1971). Его имя присвоено Государственному
конструкторскому бюро "Южное" (1991). Федерации космонавтики СССР и Украины
учредили медаль его имени. Стипендия его имени в Московском авиационном
институте, Днепропетровском государственном университете. Его именем названы
астероид и кратер на Луне, поселок в Иркутской области, пик на Памире, океанский
сухогруз ("Академик Янгель"). Улицы его имени в Москве, Днепропетровске,
Байконуре. Установлены памятные бюсты в гг. Железногорске-Илимском (Иркутской
обл.), Днепропетровске; на космодромах: "Байконур" и "Плесецк". Мемориальные
доски на зданиях: текстильной фабрики в г. Красноармейске (Московской области),
Московского авиационного института, ЦНИИ Машиностроения в г. Королеве
(Московской обл.), ГКБ "Южное" в г. Днепропетровске. Почетный житель г.
Байконура. Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961). Ленинская премия
СССР (1960). Государственная премия СССР (1967). Премия и золотая медаль им. С.
П. Королева АН СССР (1970).
Отечественный авиаконструктор, академик АН СССР (1976;
член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой
Социалистического Труда (1940, 1957). В 20-е гг. Яковлев – один из начинателей
советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924г. построил
планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927г. – лёгкий самолёт
АИР-1. С 1924г. – моторист, с 1927г. – слушатель Военно-воздушной академии РККА
имени профессора Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие
самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в
1932г. сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 – главный, в 1956–1984гг. –
генеральный конструктор, в 1940–1946гг. – одновременно заместитель наркома
авиационной промышленности. Под руководством Яковлева созданы многие широко
известные самолёты, в том числе массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1,
бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около
60% (свыше 36 тысяч экземпляров) построенных в годы Великой Отечественной войны
истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались
оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую
роль в разгроме фашистской авиации.
А.С.Яковлев – один из первых создателей реактивной авиации. В числе
конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители: Як-15 (один из первых
в СССР), Як-17, Як-23, Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-28 (первый
советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт
вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38;
десантный планёр Як-14; двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24; учебные
самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52, многоцелевой самолёт Як-12; спортивные
самолёты Як-18П, Як-18ПМ, Як-50, Як-55 (на которых советские лётчики побеждали
на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу); реактивные пассажирские
самолёты Як-40 и Як-42.
Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и
модификаций самолётов, построенных в количестве около 70 тысяч экземпляров.
Яковлев создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна высокая
культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта
творческого диапазона - самолёты боевые, пассажирские, лёгкие многоцелевые и
учебно-спортивные. На самолётах Яковлева установлено 74 мировых рекорда.
Депутат ВС СССР в 1946–1989гг. Удостоен Ленинской премии (1972), Государственной
премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Яковлеву присуждена
Золотая авиационная медаль ФАИ. Награждён 10 орденами Ленина, орденом
Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й
степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного
Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и
Офицерского креста. Имя Яковлева носит Московский машиностроительный завод
«Скорость». Бронзовый бюст А.С.Яковлеву установлен в Москве. |