Янгель Михаил Кузьмич

(1911-1971)

Отечественный ученый и конструктор в области ракетостроения. Родился  в дер. Зырянова (Иркутской губернии, ныне Иркутской обл.). Окончил с отличием Московский авиационный институт по специальности "Самолетостроение" (1937), с отличием Академию авиационной промышленности СССР (1950). Доктор технических наук (1960). Академик АН Украинской ССР (1961). Академик АН СССР (1966). Трудовой путь начал помощником мастера текстильной фабрики им. Красной армии и флота (г. Красноармейск, Московской области, 1929-1931). Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, заместитель директора на авиационном заводе им. Менжинского в КБ Н. Н. Поликарпова (1935-1944). Заместитель главного инженера ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолета И-153, работе акционерного общества "Амторг" в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолета По-2. В аппарате Министерства авиационной промышленности (1946-1948). Координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, заместитель главного конструктора С.П. Королева; директор, главный инженер НИИ-88 (г. Калининград, Московской обл., 1950-1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ "Южное") (1954-1971). Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, МР-УР100, Р-36М, космических ракет-носителей "Космос", "Космос-2", "Циклон-2", "Циклон-3", ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов "Космос", "Интеркосмос", "Метеор", "Целина" (1954-1971). Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) (1952-1954). Депутат Верховного Совета СССР (1966-1971). Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро "Южное" (1991). Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете. Его именем названы астероид и кратер на Луне, поселок в Иркутской области, пик на Памире, океанский сухогруз ("Академик Янгель"). Улицы его имени в Москве, Днепропетровске, Байконуре. Установлены памятные бюсты в гг. Железногорске-Илимском (Иркутской обл.), Днепропетровске; на космодромах: "Байконур" и "Плесецк". Мемориальные доски на зданиях: текстильной фабрики в г. Красноармейске (Московской области), Московского авиационного института, ЦНИИ Машиностроения в г. Королеве (Московской обл.), ГКБ "Южное" в г. Днепропетровске. Почетный житель г. Байконура. Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961). Ленинская премия СССР (1960). Государственная премия СССР (1967). Премия и золотая медаль им. С. П. Королева АН СССР (1970).

Отечественный авиаконструктор, академик АН СССР (1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). В 20-е гг. Яковлев – один из начинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924г. построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927г. – лёгкий самолёт АИР-1. С 1924г. – моторист, с 1927г. – слушатель Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932г. сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 – главный, в 1956–1984гг. – генеральный конструктор, в 1940–1946гг. – одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в том числе массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме фашистской авиации.

А.С.Яковлев – один из первых создателей реактивной авиации. В числе конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители: Як-15 (один из первых в СССР), Як-17, Як-23, Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38; десантный планёр Як-14; двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24; учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52, многоцелевой самолёт Як-12; спортивные самолёты Як-18П, Як-18ПМ, Як-50, Як-55 (на которых советские лётчики побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу); реактивные пассажирские самолёты Як-40 и Як-42.

Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолётов, построенных в количестве около 70 тысяч экземпляров. Яковлев создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта творческого диапазона - самолёты боевые, пассажирские, лёгкие многоцелевые и учебно-спортивные. На самолётах Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Депутат ВС СССР в 1946–1989гг. Удостоен Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Яковлеву присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Награждён 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и Офицерского креста. Имя Яковлева носит Московский машиностроительный завод «Скорость». Бронзовый бюст А.С.Яковлеву установлен в Москве.

   
 

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН