|
Отечественный авиаконструктор, академик АН СССР (1968),
генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), трижды Герой
Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). В Советской Армии с 1919г., сначала
авиамеханик, затем военком, а с 1921г. – начальник авиаремонтного поезда.
Окончил Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е.Жуковского
(1926; ныне ВВИА). За время обучения в академии построил три планёра. Последний
из них – «Москва» на состязаниях в Германии получил первый приз за
продолжительность полёта. После окончания академии руководитель секции
научно-технического комитета ВВС. Затем работал на аэродроме ВВС. С 1931г. –
начальник ЦКБ ЦАГИ. В 1933г. возглавил ЦКБ при московском заводе им. В
Р.Менжинского, впоследствии ставшее КБ Ильюшина, деятельность которого была
связана с развитием штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и транспортной
авиации. С 1935г. С.В.Ильюшин – главный конструктор, в 1956–1970гг. –
генеральный конструктор.
Создал свою школу в самолётостроении. Под его руководством созданы
строившиеся серийно штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28,
пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и
экспериментальных самолётов. Штурмовики Ильюшина во время Великой Отечественной
войны составили основу советской штурмовой авиации как нового рода авиации,
тесно взаимодействующего с наземными войсками. Ил-2 – один из массовых самолётов
военного периода. При его создании Ильюшину удалось решить многие
научно-технические проблемы, в том числе использовать броню в качестве силовой
конструкции самолёта, разработать технологию изготовления броневого корпуса с
большой кривизной обводов и др. Ильюшин большое внимание уделял экономическим
вопросам строительства самолётов. Например, реактивный фронтовой бомбардировщик
Ил-28 по трудоёмкости постройки приближался к истребителям. При его создании
удалось хорошо увязать лётно-технические характеристики с пилотажными, средства
поражения и средства защиты с общим весовым балансом самолёта. Рациональные,
прогрессивные методы проектирования Ильюшин использовал и при создании
пассажирских самолётов. Ил-18 – первый советский пассажирский самолёт, который
нашёл широкий спрос на мировом авиационном рынке. В Ил-62 Ильюшин применил
принципиально новую схему шасси, которая используется в ряде ведущих
промышленных стран мира.
С.В.Ильюшину присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Депутат ВС
СССР в 1937–1970гг. Удостоен Ленинской премии (1960), Государственной премии
СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Награждён 8 орденами
Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами
Суворова 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной
Звезды, медалями. Бронзовые бюсты С.В.Ильюшину установлены в Москве и Вологде.
Его имя носит Московский машиностроительный завод. |