|
Отечественный конструктор авиационных двигателей, один из
основоположников теории воздушно-реактивных двигателей, академик АН СССР (1968;
член-корреспондент 1960), Герой Социалистического Труда (1957).
Окончил Киевский политехнический институт (1931). В 1933–1939гг.
преподавал в Харьковском авиационном институте и работал над проектом ТРД с
центробежным компрессором. В 1939–1941гг. разработал конструктивную схему ТРДД,
явившуюся прототипом ныне существующих схем, проект опытного образца ТРД с
осевым компрессором. В 1941–1942гг. работал на танковом заводе в Челябинске, а с
1943г. продолжил работы по созданию первого отечественного ТРД. С 1946г. –
главный конструктор опытного завода. Под руководством Люльки создан первый
отечественный ТРД, прошедший в феврале 1947г. государственные испытания. В
последующие годы под руководством Люльки был создан ряд ТРД, применявшихся на
самолётах П.О.Сухого, С.В.Ильюшина, Г.М.Бериева, А.Н.Туполева. В 1950–1960гг.
преподавал в МАИ (с 1954 профессор). С 1957г. – генеральный конструктор. В
1967–1984гг. – председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам.
Удостоен Ленинской премии (1976), Государственной премии СССР
(1948, 1951). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2
орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Именем А.М.Люльки названо
Научно-производственное объединение «Сатурн» в Москве. |