|
Отечественный авиаконструктор, доктор технических наук (1940),
дважды Герой Социалистического Труда (1957–1965).
После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А.Н.Туполева, в ЦАГИ и на
заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного
конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы
истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина». Принимал
участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием
боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой
Отечественной войны. В 1939–1940гг. – главный конструктор на заводе в Харькове.
В 1940–1949гг. – главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в
Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1949–1953гг. – снова
заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953г. - главный конструктор
вновь воссозданного своего КБ, с 1956г. – генеральный конструктор. В
послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов,
возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных
реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан
ряд серийных боевых машин, в числе которых: истребитель Су-7 со скоростью
полёта, вдвое превысившей скорость звука; истребители-перехватчики Су-9, Су-11,
Су-15; истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для
базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте
стреловидностью крыла; фронтовой бомбардировщик Су-24; штурмовик Су-25 и другие
самолёты. На экспериментальных самолетах T-43I и Т-405 конструкции Сухого
установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962), два мировых рекорда
скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).
Под руководством П.О.Сухого впервые созданы: отделяемая (с помощью
пороховой катапульты) носовая часть фюзеляжа с гермокабиной лётчика; створки
перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу
двигателя на всех режимах полёта; боковые секторные сверхзвуковые регулируемые
воздухозаборники; система управления самолётом на необратимых бустерах. На
экспериментальном самолёте Т-4, рассчитанном на скорость полёта, втрое
превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и
высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена электродистанционная система
управления самолётом. Под руководством Сухого была начата разработка
высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической
компоновкой, с успехом демонстрировавшегося на многих международных авиационных
выставках 80-х гг.
Награждён Золотой медалью имени А.Н.Туполева (1975, посмертно).
Депутат ВС СССР в 1958–1974гг. Удостоен Ленинской премии (1968),
Государственной премии СССР (1943, 1975, посмертно). Награждён 3 орденами
Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной
Звезды, «Знак Почёта», медалями. Имя Сухого присвоено машиностроительному заводу
в Москве. |